Набережная Канала Грибоедова - достопримечательности, мосты

Спас на крови у канала грибоедова
Обновлено:

Канал Грибоедова был проложен в царствование Екатерины II и вначале носил название Екатерининский. Проложили канал по руслу реки Кривуши. Своё начало речка брала с болотистого места, ныне площадь Искусств, позднее исток её соединили с рекой Мойкой.

С 1737 года вдоль канала стали раздавать земли служащим в морском ведомстве, и постепенно территория стала застраиваться. Новым хозяевам вменялось обустраивать берег, застилать деревом.

В 1739 году в царствование Елизаветы Петровны вышел первый Императорский указ «О присвоении названий проездам в этой части города», было решено поделить длинную набережную на шесть самостоятельных участков.

  • Рожественская Набережная улица – правая сторона от Мойки до современной Гороховой улицы, по церкви Рождества Богородицы, находившейся на месте Казанского собора.
  • Береговая улица – правая сторона от переулка Гривцова до Львиного переулка.
  • Морская Набережная улица – по восточному краю Театральной площади и далее вдоль правого берега до Фонтанки. Здесь предполагалось поселить морских служителей Адмиралтейства.
  • Садовая Набережная улица – левая сторона от Мойки до Мучного переулка, по параллельной ей Большой Садовой (ныне Садовой)
  • Вознесенская Набережная улица – левая сторона от Мучного переулка до Крюкова канала, по церкви Вознесения Господня, до 1930-х годов стоявшей на углу одноименной перспективы.
  • Пушкарская Набережная улица – левая сторона от Крюкова канала до Фонтанки, по располагавшейся здесь Пушкарской слободе.

Разделение проезда на части оказалось неудобным, и во второй половине XVIII столетия набережную иногда именовали просто Набережной улицей, как, впрочем, и почти все другие набережные в Петербурге, либо Набережной Большой Проезжей улицей.

Ближе к концу столетия возникли и некоторое время держались два названия: Казанская набережная – по правому берегу и Екатерининская – по левому. На месте церкви Рождества Христова в это время уже строился Казанский собор, а канал уже стал Екатерининским.

Участок набережной от Малой Мастерской до Большой Мясной улицы, по которому шла Екатерингофская улица (проспект Римского-Корсакова), порой называли Екатерингофской набережной.

Лишь в 1820-е годы все эти имена были вытеснены одним, самым естественным – набережная Екатерининского канала. Впервые оно зафиксировано в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1774г . В 1739 году исток реки Кривуши соединён с Мойкой. В 1764—1790 годах углублено дно, укреплены берега и сооружены гранитные набережные.

6 октября 1923 года канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала и стал называться каналом Писателя Грибоедова, а с 1931 года просто — каналом Грибоедова. В 1954—1956 годах участок набережной канала от Мойки до Итальянской улицы был облицован гранитом.

Театральный мост с него мы начнём прогулку по каналу. Уникальная композиция соединяет три острова Спасский, Адмиралтейский, Казанский. Театра́льный мост (прежде Красный, Перво-Конюшенный) был одним из первых мостов через Екатерининский канал, по нему назван прорытый в 1711 году Красный канал. Название «Театральный» получил в честь находившегося рядом, на Большом лугу (ныне Марсово поле), деревянного театра. Театр построен в 1770 году. Известен он был под названием "Театра на Царицыном лугу"("Марсово поле). На сцене именно этого театра состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Театр существовал до 1797 года, его снесли, из-за того, что здание мешало проведению парадов.

Но́во-Коню́шенный мост соединяет Казанский и Спасский острова. Широкий деревянный балочный мост был сооружён на этом месте ещё в начале 1880-х годов для облегчения работ по возведению «Храма Воскресения Христова" на месте смертельного ранения императора Александра II на Екатерининском канале.

Ширина моста - 115 м. После окончания строительства храма в 1907 году мост был оставлен и получил название «мост Воскресения Господня» — это название просуществовало до 1917 года. После Октябрьской революции 1917 года он был переименован в Мост-перекрытие. На протяжении своего существования деревянный мост неоднократно перестраивался.

Нынешний железобетонный мост был построен в 1967 году по проекту инженеров Ю. Л. Юркова, Л. Н. Соболева и архитектора Л. А. Носкова. Изящная кованая решетка перил моста выполнена в стиле модерн. Оригинальный асимметричный рисунок её звеньев, включающий в себя растительный орнамент, напоминает рисунок ограды находящегося рядом Михайловского сада. Рядом находится музей "Спас на крови" и "Михайловский сад"

Храм Спас на крови

Храм Спаса на Крови—построен в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II, вначале построили часовню. Храм был сооружён позднее как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года собор был освещён. Храм предназначался для высшей знати и членов царской семьи.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началась Великая Отечественная война, и руководству города было не до храма. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот. В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении.

Итальянский мост. В 1896 году на месте бывшего яличного перевоза по проекту инженера Л. Н. Колпицына был построен однопролётный деревянный мост. Торжественное открытие моста состоялось 6 октября 1896. за время своего существования, мост неоднократно перестраивался.

Длина моста составляет 19,66 м; ширина — 3 м; расчетный пролет — 19,5 м; расстояние между осями главных балок — 2,39 м. Перильное ограждение чугунное, художественного литья, на устоях завершается гранитными тумбами c металлическими торшерами. Украшения исполнены по рисункам, навеянным элементами декора мостов, построенных в первой половине XIX века.

Казанский мост. Находившийся на этом месте деревянный мост назывался Рождественским, с 1783 года мост получил новое имя - Казанский, по Казанскому собору. С 1923 по 1944 год — мост Плеханова. Построен в 1765—1766 годах (инженеры В. И. Назимов, И. М. Голенищев-Кутузов) на месте деревянного Рождественского моста, разобранного при облицовке гранитом набережной канала. Пролет перекрыт кирпичным сводом с прокладными рядами из известняковых плит, фасадные арки из гранита, опоры бутовой кладки с облицовкой из выборгского гранита. Ба́нковский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трёх сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (есть ещё - Львиный и Почтамтский мостами)

Казанский собор.

Казанский собо́р или Собор Казанской иконы Божией Матери. Был построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. В настоящее время храм является действующим.

Банковский мост.Дарит богатство.

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу. 24 июля 1826 года мост был открыт для движения. Уникальность моста в угловых скульптурах крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора Павла Петровича Соколова. Мифические крылатые львы отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья чеканились из листовой меди и покрыты сусальным золотом. В начале пятидесятых годов прошлого века мост реставрировали, чтобы вернуть первоначальный вид, были восстановлены фонари на головах львов и металлические решётки.

Мучной мост. Расположен рядом с Мучным переулком. Мост на этом месте был построен в 1931 году для прокладки теплофикационных труб Ленэнерго, а также для движения пешеходов. Это был трёхпролётный деревянный мост на деревянных сваях. Ввиду полного загнивания и, как следствие аварийного состояния пролётного строения, в 1951 году мост был заменен новым металлическим. Длина моста составляет 22,5 м, ширина — 2,3 м.

Каменный мост. Вначале это был деревянный мост в 1776 году мост перестроен в каменный арочный по проекту инженера В. И. Назимова. Мост однопролётный каменный арочный. Свод моста, имеющий параболическое очертание, выложен из гранитных блоков. носил название Екатериненский каменный мост. Перекинут через канал Грибоедова и соединяет Казанский и Спасский острова. Это один из старейших сохранившихся петербургских мостов, пример мостостроительного искусства 60-х гг. XVIII века. Является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Демидов мост. Мост назван по Демидову переулку (ныне переулка Гривцова). Первый мост, построенный на этом месте в 1739 году, назывался Малым Саарским, так как через него проходила дорога на Саарскую мызу (Царское село). В 1844 г. по инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина мост стал называться Банковским в связи с расположением его вблизи здания Заёмного банка. В 1895 г. мост стал называться Демидовым.

Сенной мост Мост однопролётный металлический. Пролётное строение состоит из двух стальных спаренных балок высотой в замках 0,8 м. Опорами главных балок служат стенки набережной канала. Ширина моста составляет 2,3 м, длина — 22,5 м. Покрытие прохожей части моста деревянное. Перильное ограждение железное, простого рисунка. Первый мост на этом месте был построен в 1931 году для прокладки теплофикационных труб Ленэнерго, а также для движения пешеходов[2]. Это был деревянный балочный мост на деревянном свайном основании. Ввиду полного загнивания и, как следствие аварийного состояния пролётного строения, в 1952 году мост был заменён новым металлическим.

Какушин мост Название получил по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого располагался на углу Кокушкина переулка и Садовой улицы. С 1779 г. мост называется Кокушкин, в период с 1768 по 1873 мост наименовался Какушкин. Мост однопролётный металлический балочный. Длина моста — 20,0 м, ширина — 13,1 м, расчетный пролет — 16,48 м. Уникален, тем, что в разное время его упоминали в художественных произведениях, классики литературы. Писали о Кокошкином мосту есть в произведениях, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Роман Достоевского "Преступление и наказание" начинается с Кокошкина моста.

Вознесенский мост К 1735 г. на этом месте существовал деревянный мост. К 1790 году, когда было завершено строительство гранитных набережных на этом участке Екатерининского канала, мост имел каменные, облицованные гранитом деревянный балочный пролёт. В 1957—1958 годах мост был перестроен в однопролётный, с металлическим пролётным строением рамной конструкции.

Подъяческий мост В 1906 году на этом месте через Екатерининский канал по проекту инженера П. А. Лихачева был построен деревянный однопролётный пешеходный мост. Своё название получил от Большой Подьяческой улицы, которая, в свою очередь, как и соседние Малая и Средняя Подьяческая была названа в XVIII веке по селившимся в этом районе Петербурга мелким чиновникам, которых иногда называли подьячими. В 1938 г. деревянное пролетное строение заменили на металлические балки двутаврового сечения. Длина моста составляла 20 м, ширина — 2,25 м.

Львиный мост. исполняет желания Пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Банковским и Почтамтским мостами). Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу. Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер. Одновременно с Львиным составлялся проект второго цепного пешеходного моста - Банковского. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста.

Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826 г. мост был открыт для движения Скульптуры львов выполнил академик П. П. Соколов. Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Львов были покрашены белой матовой краской под мрамор. В 1880 году чугунные литые перила были заменены железными коваными, демонтированы фонари, находившиеся на середине моста. В 1948 году произведена капитальная реконструкция моста с заменой деревянных продольных балок на металлические. В 1954 году на мосту установили новое перильное ограждение и фонари, выполненные по первоначальному проекту, восстановлен белый цвет скульптур львов. Реставрационные работы по воссозданию ограждений моста, торшеров с фонарями и возобновлению первоначальной окраски производились Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими.

Харламов мост К 1753 году на этом месте существовал деревянный балочный мост. В 1780 г. мост стал деревянным однопролетным подкосной системы на каменных опорах, облицованных гранитом Мост неоднократно ремонтировался в дереве. В 1905 году пролетное строение моста было заменено новым. Название известно с 1764 г. и произошло от фамилии домовладельца статского секретаря Е. С. Харламова. 13 апреля 1934 г. (по другим данным 1927 г) мост был переименован в Комсомольский, историческое название возвращено 4 октября 1991 года

Ново-Никольский мост На этом месте в 1837 гг. был построен однопролётный чугунный арочный мост на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой. 8 октября 1837 года мост обрушился перед самым открытием движения из-за быстро протекавших деформаций береговых устоев от действия касательных усилий В 1841 году взамен обрушившегося чугунного моста был построен стальной мост балочной конструкции, первый мост такой конструкции через Екатерининский канал. Длина моста — 30,2 м, ширина — 22,2 м

Пикалов мост. Место силы Расположен при слиянии каналов Грибоедова и Крюкова (смотри мою заметку Семимостье, загадай желание). Название известно с 1798 года и происходит от фамилии подрядчика строительных работ Пикалова. В конце XVIII в. существовало также название Перешивкин мост, поскольку рядом находился Перешивкин питейный дом. После 1812 года за мостом окончательно закрепилось современное наименование. В 1783—1785 гг. при сооружении гранитных набережных был построен мост по типовому проекту, разработанному для мостов Крюкова канала и нижнего течения Екатерининского канала: деревянный трёхпролетный, на облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом. Во второй половине XIX в. разводной пролёт заменили постоянным. В 1984 гг. мост капитально отремонтированы. В ходе работ были усилены свайные основания опор и устоев; заново переложено тело устоев и опор с восстановлением гранитной облицовки; металлическое трехпролетное неразрезное строение заменено на железобетонное плитное балочно-разрезной системы. Исторический облик и конструктивные особенности моста были сохранены. В 1993 г. были воссозданы овальные фонари типа «Вашингтон». Так же этот мост известен как место силы, где можно увидеть семь мостов одновременно.

Могилёвский мост. Название известно с 1906 г. и дано по Могилевской улице, как тогда именовался участок нынешнего Лермонтовского проспекта между Екатерининским каналом и Фонтанкой. Первоначально использовалась форма Могилевский пешеходный мост, но после реконструкции 1912 года мост стал транспортным.

Аларчин мост К 1753 году на этом месте существовал деревянный мост. В 1785 г. при сооружении гранитных набережных был построен новый мост по типовому проекту, деревянный трёхпролетный, на бутовых, облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом. На опорах моста находились четыре гранитных обелиска со стеклянными овальными фонарями. Ограждением служила железная решётка с простым рисунком. В 1840 году разводной пролёт был заменен постоянным балочным.

Коломенский мост Первый деревянный мост на этом месте был построен в 1907 году. Это был временный мост, сооружённый на период ремонта Мало-Калинкина моста. В 1910 г. был построен деревянный пешеходный мост. К концу 1960-х гг. мост был деревянным, на свайных опорах с пролетным строением из металлических балок. Длина моста составляла 34,3 м, ширина – 2,3 м.В 1967 году по инициативе профессора В. И. Крыжановского на кафедре металлических конструкций была разработана конструкция сварного алюминиевого моста — первого в СССР В сентября 1969 г. мост был открыт для движения. Мост однопролётный арочный.

Мало-Калинкин мост Название известно с 1761 года в форме Калинкинский мост и дано по находившейся в XVIII веке на левом берегу реки Фонтанки Калинкиной деревне. С 1799 по 1873 гг. это был Калинкин мост. Существующее название мост получил в 1820 г., для отличия от находившегося рядом Большого Калинкина моста через Фонтанку. По конструкции был похож на Пикаловым мостом и другими мостам в нижнем течении Екатерининского канала: трёхпролётный деревянный мост, на бутовых, облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом. Во второй половине XIX века была произведена замена среднего разводного пролёта постоянным балочным строением. В 1893 г. произведен капитальный ремонт. В 1907 г мост был перестроен по нему пошли трамваи.

Хотите загадать желание, чтобы оно сбылось? Тогда читайте мою статью Семимостье в рубрике Санкт-Петербург

Читайте статью о Семимостье.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение